Некоторые микрофинансовые организации нарушают права заёмщиков, и в этом случае поможет только жалоба на МФО. Перечень возможных нарушений не ограничивается неправильным начислением процентов или сокрытием важных условий договора. Если вы столкнулись с неправомерными действиями микрофинансистов, подайте жалобу. Перед этим ознакомьтесь со списком наиболее частых нарушений, куда обращаться в вашем случае.
Есть несколько ведомств и учреждений, уполномоченных разбирать неправомерные действия микрофинансистов. Многие граждане ошибочно полагают, что во всех случаях нужно обращаться в прокуратуру или Роскомнадзор, но это не так. Кроме того, каждая жалоба должна быть обоснованной.
Пример необоснованной жалобы на сотрудников МФО: заёмщику кажется, что микрокредитная компания установила слишком высокую плату по займам — 1% в день. Такая ставка не противоречит действующему законодательству, и нарушения здесь нет.
Пример обоснованной жалобы на неправильные действия МФО: заёмщик исправно вносил платежи, и в конце концов полностью и своевременно погасил задолженность, а спустя некоторое время на его номер телефона стали поступать звонки с требованиями заплатить 5 тыс. рублей «в качестве штрафных процентов за просрочки». В этом случае необходимо отправлять жалобу.
Наш ломбард выдаёт деньги под залог на простых и понятных условиях: вы не столкнётесь с тем, что проценты оказались больше, чем указано в договоре.
Основания для жалобы на МФО
Если компания действует строго по закону, оснований пожаловаться на МФО не возникает. А вот перечень ситуаций, когда микрофинансисты действуют с нарушениями законодательства:
- работа без лицензии ЦБ РФ, в т. ч. с просроченной лицензией;
- отсутствие на сайте МФО или в офисе информации о продуктах и услугах;
- размещение недостоверной, неактуальной, вводящей в заблуждение информации — также на сайте или в офисе;
- создание препятствий для своевременного погашения, чтобы на этом основании начислить пени и штрафные проценты;
- сбор данных без согласия клиента и передача их третьим лицам, в том числе для воздействия на должника с целью возврата займа;
- передача прав на займ коллекторам без ведома заёмщика;
- определение процентной ставки по займу выше максимального значения, которое составляет 365% годовых;
- оформление микрозайма под залог жилой недвижимости;
Всё это — поводы для того, чтобы написать жалобу в ФССП или ЦБ РФ на МФО, но нужно не только иметь основания, но и знать, как правильно составить обращение.
Как правильно составить жалобу?
В заявлении нужно обязательно указать реквизиты компании, которые содержатся в договоре, включая ИНН. Форму для жалобы нужно попросить в той организации, в которую вы хотите обратиться. Далее останется заполнить все поля. К жалобе в ЦБ РФ нужно приложить копии платёжных документов и договора.
Варианты, куда можно пожаловаться на МФО в разных ситуациях:
- Центробанк. Нарушение касается процентов, условий договора, лицензии МФО, информации в БКИ, начисления штрафов, передачи информации третьим лицам;
- Роспотребнадзор. Нарушение касается информации, которая предоставляется потребителю не в полном объёме, и взимания платы за бесплатные услуги;
- Прокуратура. Коллекторы или сотрудники МФО звонят ночью, подстерегают заёмщика на улице, угрожают ему и его близким;
- Финансовый омбудсмен. Такие же основания, как для обращения в Центробанк;
- ФССП. Взыскание долга происходит с нарушениями законодательства. Это звонки коллекторов и МФО чаще, чем разрешает закон, или не в то время. Ещё один повод обратиться в ФССП, чтобы пожаловаться на МФО, — распространение информации о долге, передача данных родственникам и другим лицам без согласия клиента;
- ФАС. Нарушение закона о рекламе, работа без лицензии, несоответствие того, что указано на сайте, тому, что написано в договоре.
Выбирая, куда можно пожаловаться на действия МФО, вы можете позвонить в контролирующую организацию и спросить, по каким поводам принимаются обращения от граждан.
Если вы находитесь в трудной финансовой ситуации, и нет времени на разбирательства, предлагаем получить деньги под залог автомобиля или другого ликвидного имущества.
Какие действия микрофинансовых организаций можно обжаловать?
Заёмщик может обжаловать следующие нарушения со стороны микрофинансовых организаций:
- превышение долга более чем в два раза по сравнению с первоначальной суммой займа;
- навязывание дополнительных услуг, о которых ничего не сказано в договоре;
- взимание платы за услугу, оказанную без ведома клиента, например, за реструктуризацию займа;
- изменение условия договора в одностороннем порядке после того, как он был подписан обеими сторонами и начал действовать;
- слишком частые звонки и сообщения, или совершаемые не в то время, когда это разрешено законодательством;
- оказание психологического вреда или причинение материального ущерба коллекторами;
- игнорирование адвоката заёмщика.
Зная свои права, вы сможете их защитить и не нести убытки по вине недобросовестных кредиторов. А если вам нужен быстрый займ на простых и понятных условиях, его можно получить у нас.