Пользователи всё чаще подают заявки на микрозаймы, используя мобильные приложения микрофинансовых организаций. Такие данные приводят сотрудники компаний. По прогнозам экспертов, рост популярности приложений будет планомерно продолжаться, и уже к началу 2022 года этот канал станет самым популярным: через него заёмщики будут отправлять до 30-35% от общего числа всех заявок.
Нарастающая популярность мобильных приложений несёт для микрофинансистов как плюсы, так и минусы. К преимуществам микрофинансисты относят то, что мобильными приложениями пользуется молодая аудитория, которая ответственно относится к обязательствам. Кроме того, это относительно новый сегмент, за счёт которого увеличивается общее количество благонадёжных клиентов. С другой стороны, возрастающая популярность цифровых каналов сопровождается определёнными рисками. Эксперты детально разобрали ситуацию.
Статистика обращений и портрет аудитории
За первые 9 месяцев 2021 года средняя доля заявок, поданных через приложения для смартфонов, составила 24%. Такие данные приводит сервис микрозаймов Zaymer. За последние три года показатель увеличился на 14% — ранее он составлял 10%. Судя по динамике, в ближайшее время доля обращений по цифровому каналу составит более 30% и продолжит расти. Это обусловлено удобством заполнения анкеты и высокой вероятностью одобрения, так как мобильными приложениями микрофинансовых организаций чаще пользуются те, кто уже брал и успешно погасил микрозайм в этой компании.
Финансовый маркетплейс «Юником24» проанализировал большое количество анкет и привёл статистические данные. Большая часть заявителей моложе 40 лет, и среди них более половины пользуются услугами микрофинансистов регулярно. Это говорит о том, что люди берут микрозаймы осознанно. В сегменте аудитории старше 55 лет только 20% готовы пользоваться услугами микрокредитных организаций на постоянной основе. Среди заёмщиков в возрасте от 40 до 55 лет такую готовность выразили 45%. Статистика отражает, как популярность мобильных приложений и микрозаймов в целом зависит от возраста. По этим данным можно сделать вывод, что цифровые каналы следует ориентировать в первую очередь на молодых граждан, и в меньшей степени — на людей среднего возраста.
Выгоды для МФО и риски для пользователей
Выгода микрофинансистов заключается в том, что с помощью приложений можно сократить расходы на маркетинг и удерживать платежеспособную аудиторию. Смартфоны есть почти у 100% потенциальных клиентов МФО, и большинству из них удобнее оформить заём через приложение, чем идти в офис.
Основной риск для заёмщиков в том, что приложение собирает персональные данные, в том числе те, которые не требуются для оформления займа. Впоследствии эти данные используются в маркетинговых целях: пользователь получает рекламные сообщения, которые, по мнению рекламодателей, могут его заинтересовать. Также не до конца решены вопросы надёжного хранения данных: есть риск, что они могут попасть в руки злоумышленников.